92 lines
8.2 KiB
Markdown
92 lines
8.2 KiB
Markdown
# Лабораторная работа №6.
|
||
# Применение структурных паттернов.
|
||
|
||
## Задание
|
||
1) Дать описание паттернов, указанных во вариантах, для каких целей они могут применяться,
|
||
какие участники там фигурируют.
|
||
2) На основе задания из 3 лабораторной работы, для каждого паттерна придумать сущности,
|
||
относящиеся к той же предметной области, что описаны в задании и реализация которых
|
||
бы в приложении потребовала применения паттерна.
|
||
### Ограничения
|
||
- На каждый паттерн свои сущности
|
||
- В качестве источника сущностей использовать предметную область задания 3 лабораторной работы,
|
||
а не элементы разработки (что-то типа «У меня паттерн Singleton,
|
||
укажу ка я класс-подключение к БД через него», не принимается).
|
||
3) Создать диаграммы классов, отражающие взаимодействие новых
|
||
сущностей (а также используемый паттерн) с классами,
|
||
созданными в рамках 3 лабораторной работы. Отдельно отметить
|
||
классы, которые являются участниками паттерна
|
||
|
||
## Вариант 3 _AbstractFactory, FactoryMethod, ObjectPool._
|
||
|
||
### Паттерн AbstractFactory
|
||
|
||
Паттерн "Абстрактная фабрика" (Abstract Factory) предоставляет интерфейс для создания семейств
|
||
взаимосвязанных объектов с определенными интерфейсами без указания конкретных типов данных объектов.
|
||
|
||
Участники
|
||
|
||
- AbstractProductA и AbstractProductB – абстрактные классы, определяющие интерфейс для классов,
|
||
объекты которых будут создаваться в программе
|
||
- ProductA1 / ProductA2 и ProductB1 / ProductB2 – конкретные классы,
|
||
представляющие конкретную реализацию абстрактных классов.
|
||
- AbstractFactory - Абстрактный класс фабрики определяет методы для создания объектов.
|
||
Причем методы возвращают абстрактные продукты, а не их конкретные реализации.
|
||
- Client – класс клиента, использующий класс фабрики для создания объектов.
|
||
При этом он использует исключительно абстрактный класс фабрики AbstractFactory
|
||
и абстрактные классы продуктов AbstractProductA и AbstractProductB и никак не зависит от их конкретных реализаций.
|
||
|
||
Классы, реализующие паттерн:
|
||
|
||
- IReportFactory (Abstract Factory) интерфейс фабрики для создания отчетов.
|
||
- FivePointReportFactory (Concrete Factory) фабрика для 5-балльной системы.
|
||
- HundredPointReportFactory (Concrete Factory) фабрика для 100-балльной системы.
|
||
- IPerformanceReport (Abstract Product) интерфейс для отчета по успеваемости.
|
||
- FivePointPerformanceReport и HundredPointPerformanceReport (Concrete Products) конкретные реализации отчетов по успеваемости для 5- и 10-балльной систем.
|
||
- ILaggingStudentsReport (Abstract Product) интерфейс для отчета по отстающим студентам.
|
||
- FivePointLaggingStudentsReport и HundredPointLaggingStudentsReport (Concrete Products) отчеты по отстающим студентам для 5- и 10-балльной систем.
|
||
- ReportManager (Client) класс, который обрабатывает отчеты
|
||
|
||
![img_4.png](img_4.png)
|
||
|
||
### Паттерн FactoryMethod
|
||
|
||
Фабричный метод (Factory Method) - это паттерн, который определяет интерфейс для создания объектов некоторого класса,
|
||
но непосредственное решение о том, объект какого класса создавать происходит в подклассах.
|
||
То есть паттерн предполагает, что базовый класс делегирует создание объектов классам-наследникам.
|
||
|
||
Участники:
|
||
|
||
- Product – интерфейс или абстрактный класс, определяющий структуру создаваемых объектов.
|
||
- ConcreteProductA и ConcreteProductB – конкретные реализации интерфейса “Product”, представляющие первый и второй тип продукта.
|
||
- Creator – абстрактный класс или интерфейс, который определяет фабричный метод для создания объектов типа “Product”.
|
||
- ConcreteCreatorA и ConcreteCreatorB – конкретные реализации “Creator”, которая создаёт объекты типа “ConcreteProductA” и “ConcreteCreatorB” соответственно.
|
||
|
||
Классы, реализующие паттерн:
|
||
|
||
- Product IReport – определяет интерфейс для всех отчетов.
|
||
- ConcreteProductA и ConcreteProductB GradeReport и AttendanceReport – конкретные реализации интерфейса “IReport”.
|
||
- Creator ReportCreator – определяет фабричный метод для создания объектов типа “IReport”.
|
||
- ConcreteCreatorA и ConcreteCreatorB GradeReportCreator и AttendanceReportCreator – конкретные реализации “ReportCreator”.
|
||
|
||
![img_5.png](img_5.png)
|
||
|
||
### Паттерн ObjectPool
|
||
|
||
Object Pool (пул объектов) — это поведенческий паттерн, который используется для оптимизации управления ресурсами.
|
||
Он позволяет многократно использовать уже созданные объекты вместо их повторного создания и уничтожения.
|
||
Это особенно полезно, когда создание объектов является дорогой операцией с точки зрения времени или ресурсов.
|
||
|
||
Участники:
|
||
|
||
- Pool – управляет коллекцией объектов. Отвечает за выдачу и возврат объектов из пула. Решает, когда создавать новый объект или использовать существующий.
|
||
- ReusableObject (повторно используемый объект) - объект, который находится в пуле и может быть многократно использован. Включает логику и состояние объекта.
|
||
- Client - получает объект из пула для использования. Возвращает объект обратно в пул, когда он больше не нужен.
|
||
|
||
Классы, реализующие паттерн:
|
||
|
||
- Pool FormatPool – управляет доступностью объектов “Format”. Позволяет выдавать объекты формы обучения для студентов.
|
||
- ReusableObject Format – содержит данные, связанные с конкретной формой обучения.
|
||
- Client Student – представляет студента и содержит данные о нем.
|
||
|
||
![img_6.png](img_6.png) |