7.9 KiB
Лабораторная работа №5.
Применение структурных паттернов.
Задание
- Дать описание паттернов, указанных во вариантах, для каких целей они могут применяться, какие участники там фигурируют.
- На основе задания из 3 лабораторной работы, для каждого паттерна придумать сущности,
относящиеся к той же предметной области, что описаны в задании и реализация которых
бы в приложении потребовала применения паттерна.
Ограничения:
- На каждый паттерн свои сущности
- В качестве источника сущностей использовать предметную область задания 3 лабораторной работы, а не элементы разработки (что-то типа «У меня паттерн Singleton, укажу ка я класс-подключение к БД через него», не принимается).
- Создать диаграммы классов, отражающие взаимодействие новых сущностей (а также используемый паттерн) с классами, созданными в рамках 3 лабораторной работы. Отдельно отметить классы, которые являются участниками паттерна
Вариант 3: Adapter, Composite, Proxy
Паттерн Adapter
Паттерн Адаптер используется для того, чтобы объекты с несовместимыми интерфейсами могли работать вместе. Он оборачивает один интерфейс в другой, делая несовместимые классы совместимыми без изменения их исходного кода.
Задачи, которые решает паттерн Adapter:
- Интеграция стороннего кода или библиотек: когда требуется использовать стороннюю библиотеку с вашим приложением, но её интерфейс отличается от имеющегося интерфейса.
- Обратная совместимость: когда нужно подключить новый код к старому интерфейсу, не изменяя существующий.
- Упрощение взаимодействия: уменьшает сложность работы с несколькими несовместимыми компонентами.
Участники:
- Target: представляет объекты, которые используются клиентом.
- Client: использует объекты Target для реализации своих задач.
- Adaptee: представляет адаптируемый класс, который хотелось бы использовать у клиента вместо объектов Target.
- Adapter: сам адаптер, который позволяет работать с объектами Adaptee как с объектами Target.
Пример реализации для рассматриваемой предметной области:
Классы, реализующие паттерн:
- IStudentTracker (Target) – Интерфейс системы отслеживания успеваемости студентов
- StudentManager (Client) – Использует данные о успеваемости, для определеня судьбы студентов
- AttendanceTracker (Adaptee) – Реализализовывает систему отслеживания посещаемости студентов
- StudentTrackerAdapter (Adapter) – "оборачивает" стороннюю систему и преобразует её в интерфейс, ожидаемый клиентом
Паттерн Composite
Паттерн Компоновщик (Composite) объединяет группы объектов в древовидную структуру по принципу "часть-целое и позволяет клиенту одинаково работать как с отдельными объектами, так и с группой объектов.
Образно реализацию паттерна можно представить в виде меню, которое имеет различные пункты. Эти пункты могут содержать подменю, в которых, в свою очередь, также имеются пункты. То есть пункт меню служит с одной стороны частью меню, а с другой стороны еще одним меню. В итоге мы однообразно можем работать как с пунктом меню, так и со всем меню в целом.
Участники:
- Component – определяет интерфейс для всех компонентов в древовидной структуре
- Composite – представляет компонент, который может содержать другие компоненты и реализует механизм для их добавления и удаления
- Leaf – представляет отдельный компонент, который не может содержать другие компоненты
- Client – клиент, который использует компоненты
Классы, реализующие паттерн:
- IStudent (Component) – Студент обучающийся в вузе
- Group (Composite) – Группировка студентов (групаа в потоке, поток, курс...)
- Student (Leaf) – Конкретный студент
- University (Client) – Обеспечивает обучение студентов
Паттерн Proxy
Паттерн Заместитель (Proxy) предоставляет объект-заместитель, который управляет доступом к другому объекту. То есть создается объект-суррогат, который может выступать в роли другого объекта и замещать его.
Участники:
- Subject – определяет общий интерфейс для Proxy и RealSubject. Поэтому Proxy может использоваться вместо RealSubject
- RealSubject – представляет реальный объект, для которого создается прокси
- Proxy – заместитель реального объекта. Хранит ссылку на реальный объект, контролирует к нему доступ, может управлять его созданием и удалением. При необходимости Proxy переадресует запросы объекту RealSubject
- Client – использует объект Proxy для доступа к объекту RealSubject
Классы, реализующие паттерн:
- IStudent (Subject) – Студент
- Student (RealSubject) – Студент из группы
- Elder (Proxy) – Староста отвечает на вопросы преподователя, при надомности спрашивает студентов группы
- Lecturer (Client) - Задаёт вопросы студентам через старосту