IIS_2023_1/mashkova_margarita_lab_7
2023-11-30 09:27:04 +04:00
..
1lstm50ep_eng.png mashkova_margarita_lab_7 ready 2023-11-30 09:27:04 +04:00
1lstm50ep.png mashkova_margarita_lab_7 ready 2023-11-30 09:27:04 +04:00
2lstm50ep_eng.png mashkova_margarita_lab_7 ready 2023-11-30 09:27:04 +04:00
2lstm50ep_v1.png mashkova_margarita_lab_7 ready 2023-11-30 09:27:04 +04:00
2lstm50ep_v2.png mashkova_margarita_lab_7 ready 2023-11-30 09:27:04 +04:00
2lstm100ep_eng.png mashkova_margarita_lab_7 ready 2023-11-30 09:27:04 +04:00
2lstm100ep.png mashkova_margarita_lab_7 ready 2023-11-30 09:27:04 +04:00
2lstm500ep_eng.png mashkova_margarita_lab_7 ready 2023-11-30 09:27:04 +04:00
2lstm500ep.png mashkova_margarita_lab_7 ready 2023-11-30 09:27:04 +04:00
english_text.txt mashkova_margarita_lab_7 ready 2023-11-30 09:27:04 +04:00
main.py mashkova_margarita_lab_7 ready 2023-11-30 09:27:04 +04:00
README.md mashkova_margarita_lab_7 ready 2023-11-30 09:27:04 +04:00
russian_text.txt mashkova_margarita_lab_7 ready 2023-11-30 09:27:04 +04:00
tokenize.png mashkova_margarita_lab_7 ready 2023-11-30 09:27:04 +04:00

Лабораторная работа №6

ПИбд-42 Машкова Маргарита (Вариант 19)

Задание

Выбрать англоязычный и русскоязычный художественные тексты и обучить на нем рекуррентную нейронную сеть для решения задачи генерации. Подобрать архитектуру и параметры так, чтобы приблизиться к максимально осмысленному результату.

Данные:

Художественные тексты в файлах english_text.txt и russian_text.txt.

Запуск программы

Для запуска программы необходимо запустить файл main.py

Используемые технологии

Язык программирования: python

Библиотеки:

  • keras - библиотека для глубокого обучения. Она предоставляет простой и интуитивно понятный интерфейс для создания и обучения различных моделей машинного обучения, включая нейронные сети.
  • numpy - предоставляет мощные инструменты для работы с многомерными массивами и выполнения математических операций над ними.

Описание работы программы

Т.к. нейронная сеть принимает на вход числа, необходимо закодировать исходные тексты. Сделать это можно с помощью Tokenizer. Метод fit_on_texts() создает словарь вида (слово - индекс) на основе частоты использования слов. Чем меньше индекс, тем чаще встречается слово. Метод texts_to_sequences() преобразовывает текст в последовательность чисел. Таким образом каждое слово принимает целочисленное значение.

Результат кодирования текста

Затем создаются входные и выходные последовательности, инициализируется, настраивается и компилируется модель. Модель обучается на данных и генерирует текст на основе начальной фразы.

Тесты

Варьирование количества слоев и эпох обучения для русскоязычного текста:

1 слой и 50 эпох обучения: 1 слой 50 эпох Присутствуют осмысленные словосочетания, например, преобразившейся природе, бодрящей свежести, ветерок поднимающийся изредка пощипывает лицо уши (хоть это должен быть и морозец, но все же)

2 слоя и 50 эпох обучения (1 вариант): 2 слоя 50 эпох_1вариант Присутствуют осмысленные словосочетания, например, снежинки кружатся, наполняет чувством, в воздухе кружатся, невольно наполняет, морозец он колюч приятен

2 слоя и 50 эпох обучения (2 вариант): 2 слоя 50 эпох_2вариант Помимо некоторых осмысленных словосочетаний, если исключить повторы слов, можно прочесть вполне осмысленную фразу: невольно улыбаешься, хочется сказать дружески этому зимнему утру "здравствуй зима"

2 слоя и 100 эпох обучения: 2 слоя 100 эпох В данном случае присутствуют осмысленные словосочетания, и при этом эпитеты стоят рядом с нужными существительными (подходящим по тематике), т.е., например, снежинки - мягкие, нежные, кружатся, морозец - колюч, магазины - окна, солнце - переливается слепящим блеском и т.д.

2 слоя и 500 эпох обучения: 2 слоя 500 эпох Увеличение количества эпох снизило качество генерации текста.

Варьирование количества слоев и эпох обучения для англоязычного текста:

1 слой и 50 эпох обучения: 1 слой 50 эпох

2 слоя и 50 эпох обучения: 2 слоя 50 эпох

2 слоя и 100 эпох обучения: 2 слоя 100 эпох

2 слоя и 500 эпох обучения: 2 слоя 500 эпох

В данном случае видно, что увеличение количество слоев и эпох положительно влияет на генерацию текста.

Вывод: т.к. кодировались в числа не буквы, а слово, для оценки работы модели нужно обращать внимание на осмысленность условных предложений, а не самих слов. Увелечение количества слоев привело к более хорошему результату для обоих текстов.

Для русскоязычного текста увеличение количества эпох обучения не сильно улучшает результат, а иногда даже ухудшает. Скорее всего, потому что данных не так много и они разнообразные, и размер потерь не сильно уменьшается в каждой эпохе обучения.

Для англоязычного текста увеличение количества эпох привело к сильному улучшению результата (как минимум, сократились повторения одних и тех же слов подряд). Скорее всего, потому что частота встречаемости слов, таких как, например, gingerbread, cookies, слишком большая, и поэтому малообученная модель их часто использует.

Для русскоязычного текста генерация текста выполнилась сильно лучше, чем для англоязычного.