kurmyza_pavel_lab_5 is ready

This commit is contained in:
tmrrwnxtsn 2023-10-28 17:58:50 +04:00
parent 71cad406c2
commit a9e95110c1
5 changed files with 119525 additions and 0 deletions

View File

@ -0,0 +1,53 @@
# Лабораторная работа №5
## ПИбд-41, Курмыза Павел
Датасет по варианту: https://www.kaggle.com/datasets/jessemostipak/hotel-booking-demand.
Данный набор данных содержит информацию о бронировании городской и курортной гостиниц и включает в себя такие
сведения, как время бронирования, продолжительность пребывания, количество взрослых, детей и/или младенцев, количество
свободных парковочных мест и т.д.
## Как запустить ЛР
- Запустить файл main.py
## Используемые технологии
- Язык программирования Python
- Библиотеки: sklearn, numpy, pandas
## Что делает программа
Программа решает задачу кластеризации на выбранном датасете: выделение наиболее прибыльных посетителей отелей на основе
их времени прибывания и средней цены одной ночи пребывания в отели. Решение достигается в несколько этапов:
- Предобработка данных
- Стандартизация данных и приведение их к виду, удобном для работы с моделями ML
- Использование модели кластеризации K-средних
- Визуализация полученных результатов и вывод
## Тестирование
Теперь мы рассмотрели задачу кластеризации K-средних, и проанализируем результаты каждого
кластера, чтобы определить наиболее прибыльных клиентов в нашем наборе данных на основе времени выполнения заказа и ADR.
Первая проблема, с которой мы сталкиваемся, когда хотим использовать кластеризацию с помощью K-средних, - это
определение оптимального количества кластеров, которые мы хотим получить в качестве результатов. Поэтому сначала для
определения количества кластеров мы использовали метод локтя:
![Кластеры](clusters.jpg)
Для определения оптимального количества кластеров необходимо выбрать значение k, после которого искажение начинает
линейно уменьшаться. Таким образом, мы пришли к выводу, что оптимальное количество кластеров для данных равно 4. Поэтому
мы запустили алгоритм K-средних на основе lead_time и ADR с количеством кластеров, равным 4, и вывели центры кластеров:
![Центры кластеров](centers.jpg)
## Вывод
Наиболее прибыльными считаются клиенты с наименьшим временем пребывания и наибольшим ADR, т.е. клиенты, попавшие в
зеленый кластер. В то время как красная категория показывает самый низкий ADR и самое высокое (наименее выгодное) время
пребывания. В нашем случае после визуализации графика мы можем задать такие вопросы, как: почему у
одних клиентов время пребывания меньше, чем у других? и есть ли вероятность, что клиенты в определенных странах
соответствуют этому профилю? и т.д. На все эти вопросы алгоритм кластеризации K-средних может и не ответить напрямую,
но сведение данных в отдельные кластеры обеспечивает надежную основу для постановки подобных вопросов.

Binary file not shown.

After

Width:  |  Height:  |  Size: 47 KiB

Binary file not shown.

After

Width:  |  Height:  |  Size: 12 KiB

File diff suppressed because it is too large Load Diff

View File

@ -0,0 +1,81 @@
import pandas as pd
from sklearn.model_selection import train_test_split
import datetime as dt
import matplotlib.pyplot as plt
import seaborn as sns
from sklearn.preprocessing import LabelEncoder
import sklearn.cluster as cluster
# Чтение данных датасета
df = pd.read_csv('hotel_bookings.csv')
# Удаление строк, содержащих отсутствующие значения
df = df[df['children'].notna()]
df = df[df['country'].notna()]
# Объединение столбцов 'arrival_date_year', 'arrival_date_month', 'arrival date day_of_month' в столбец
# 'arrival_date', содержащий день, месяц и год приезда клиента в формате datetime
df["arrival_date_month"] = pd.to_datetime(df['arrival_date_month'], format='%B').dt.month
df["arrival_date"] = pd.to_datetime({"year": df["arrival_date_year"].values,
"month": df["arrival_date_month"].values,
"day": df["arrival_date_day_of_month"].values})
df = df.drop(columns=['arrival_date_year', 'arrival_date_month', 'arrival_date_day_of_month'])
# Преобразование типа столбца reservation_status_date в datetime
df["reservation_status_date"] = pd.to_datetime(df["reservation_status_date"], format='%Y-%m-%d')
# Заполнение нулевых значений в столбцах средним значением каждого столбца
for column in ['agent', 'company', 'arrival_date']:
df[column] = df[column].fillna(df[column].mean())
# Удаляем повторяющиеся значения
df.drop_duplicates(inplace=True)
# Преобразование категориальных переменных в числовые переменные для того, чтобы модель могла с ними работать
categoricalV = ["hotel", "meal", "country", "market_segment", "distribution_channel", "reserved_room_type",
"assigned_room_type", "deposit_type", "customer_type"]
df[categoricalV[1:11]] = df[categoricalV[1:11]].astype('category')
df[categoricalV[1:11]] = df[categoricalV[1:11]].apply(lambda x: LabelEncoder().fit_transform(x))
df['hotel_Num'] = LabelEncoder().fit_transform(df['hotel'])
df['numerical_larrival_date'] = df['arrival_date'].map(dt.datetime.toordinal)
df['numerical_reservation_status_date'] = df['reservation_status_date'].map(dt.datetime.toordinal)
df["is_canceled"].replace({'not canceled': 0, 'canceled': 1}, inplace=True)
df["reservation_status"].replace({'Canceled': 0, 'Check-Out': 1, 'No-Show': 2}, inplace=True)
# Определение входных и выходных значений
usefull_columns = df.columns.difference(['hotel', 'hotel_Num', 'arrival_date', 'reservation_status_date'])
X = df[usefull_columns]
Y = df["hotel_Num"].astype(int)
# Деление данных на тестовую и обучающую выборки
X_train, X_test, Y_train, Y_test = train_test_split(X, Y, test_size=0.3, random_state=150)
# Определение оптимального количества кластеров
df_Short = df[['lead_time', 'adr']]
K = range(1, 12)
wss = []
for k in K:
kmeans = cluster.KMeans(n_clusters=k, init="k-means++")
kmeans = kmeans.fit(df_Short)
wss_iter = kmeans.inertia_
wss.append(wss_iter)
mycenters = pd.DataFrame({'Clusters': K, 'WSS': wss})
sns.scatterplot(x='Clusters', y='WSS', data=mycenters, marker="+")
# Решение задачи кластеризации с использованием K-Means
kmeans = cluster.KMeans(n_clusters=4, init="k-means++")
kmeans = kmeans.fit(df[['lead_time', 'adr']])
df['Clusters'] = kmeans.labels_
# Визуализируем кластеры
sns.lmplot(x="lead_time", y="adr", hue='Clusters', data=df)
plt.ylim(0, 600)
plt.xlim(0, 800)
plt.show()