.. | ||
lab4.py | ||
readme.md | ||
result.png | ||
train_bikes.csv |
Лабораторная работа №4 Вариант 25.
Задание
Общее задание: Использовать алгоритм кластеризации K-means
, самостоятельно сформулировав задачу. Интерпретировать результаты и оценить, насколько хорошо он подходит для решения сформулированной задачи.
Задача кластеризации: Можно ли выделить группы временных интервалов с разными уровнями активности аренды.
Ссылка на набор даных: kaggle-bike-sharing-system
Содержание
Введение
Данный код демонстрирует, кластеризацию временных интервалов аренды велосипедов с использованием алгоритма K-means. Целью является выделение групп временных интервалов с разными уровнями активности аренды. Скрипт использует набор данных train_bikes.csv, который включает информацию о прокате велосипедов в Вашингтоне, округ Колумбия.
Зависимости
Для работы этого приложения необходимы следующие библиотеки Python:
- pandas
- scikit-learn
- NumPy
- Matplotlib
Вы можете установить их с помощью pip:
pip install numpy scikit-learn pandas matplotlib
Запуск приложения
Чтобы запустить эту программу, выполните следующую команду:
python lab4.py
Откроется визуализация данных и в консоль выведется резудьтат.
Описание кода
-
Считывает данные о прокате велосипедов из CSV-файла
train_bikes.csv
и обрабатывает отсутствующие значения, удаляя соответствующие строки. -
Извлечение признаков: Извлекает необходимые признаки, включая дату и время, а также количество арендованных велосипедов. Создает копию DataFrame для избежания предупреждения
SettingWithCopyWarning
.
X = data[['datetime', 'count']].copy()
- Преобразование времени: Преобразует признак даты и времени в часы дня, что является важным для кластеризации на основе временных интервалов.
X['datetime'] = pd.to_datetime(X['datetime'])
X['hour'] = X['datetime'].dt.hour
-
Предварительная обработка данных: Масштабирует признаки с использованием
StandardScaler
для обеспечения их схожести. -
Кластеризация: Использует алгоритм K-means для разделения временных интервалов на три группы на основе часа дня и количества аренды. Явно устанавливает параметр n_init, чтобы избежать предупреждения о будущих изменениях.
X.loc[:, 'cluster'] = KMeans(n_clusters=3, random_state=42, n_init=10).fit_predict(X_scaled)
-
Визуализация: Строит точечную диаграмму для визуализации результатов кластеризации. Каждая точка представляет временной интервал и окрашена в цвет, соответствующий присвоенному кластеру.
-
Выводит в консоль сводку кластеров, вычисляя описательные статистики для количества аренды в каждом кластере.
Заключение
Оценка работы моделей
Точечная диаграмма и сводка кластеров предоставляют представление о различных паттернах активности аренды велосипедов в течение дня. Анализ этих кластеров может помочь выявить пиковые часы спроса и адаптировать стратегии распределения ресурсов или маркетинговые действия.
Кластер | Количество наблюдений | Среднее кол-во аренд велосипедов | Стандартное отклонение | Минимум аренды | 25-й перцентиль | Медиана | 75-й перцентиль | Максимум аренды |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
0 | 4193 | 171.52 | 81.48 | 4 | 106 | 171 | 235 | 356 |
1 | 2328 | 474.83 | 139.73 | 272 | 367 | 441 | 555 | 977 |
2 | 4365 | 59.77 | 67.05 | 1 | 9 | 30 | 94 | 301 |
На основе предоставленных кластеров, мы можем сделать выводы:
- Утренний период (Кластер 2):
- Низкий уровень аренды: Утренний период (вероятно, от раннего утра до полудня) характеризуется низким уровнем аренды велосипедов. Это может быть связано с тем, что люди предпочитают другие виды транспорта или не активно пользуются велосипедами в этот период.
- Пиковый период (Кластер 1):
- Высокий спрос в пиковый час: В это время наблюдается высокий уровень аренды велосипедов, вероятно, в часы пик, когда люди двигаются в/из работы или в другие места активности. Бизнес может сфокусироваться на предоставлении дополнительных услуг, улучшении инфраструктуры или рекламе в это время.
- Вечерний период (Кластер 0):
- Умеренный уровень аренды: Вечерний период (возможно, с послеполуденной до вечера) характеризуется умеренным уровнем аренды велосипедов. В это время бизнес может продолжать предоставлять услуги велопроката, а также улучшать комфорт и безопасность пользователей.